Шины и диски

Реализация идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в учебном курсе «Литературное чтение. Алфавит: развиваем воображение! Что нужно делать

Урок в 1 классе. Тема «Загадочные буквы».

Цели урока:

Предметные - совершенствовать навык чтения

Закреплять понятие «писатель», » авторское произведение»

Познакомить с понятием «акростих»

Воспитывать читательский интерес

Развивать речевые умения, творческие способности, воображение

Коммуникативные – учиться работать в группе, паре, делить ответственность за свою работу и её результат

Умение договариваться и распределять роли

Метопредметные - проектная деятельность «Создаем город букв».

Формирование умений планировать, контролировать, проверять, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Использование различных способов поиска учебной информации

Оборудование урока:

Учебник по литературному чтению, макбуки, проектор, экран, компьютер с презентацией учителя, карточки с буквами, надписи (весёлые, зубастые, вкусные, домашние, акростих, и др.), выставка книг, игрушки для сценки, столы для работы в группах.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.

Прочтите стихотворение, какое слово получилось из первых букв каждой строчки? Такое стихотворение называется акростих. Выскажите свои предположения и попытайтесь объяснить значение слова «акростих», а теперь найдём в толковых словарях слово «акростих» и объясним его значение. Совпали ли наши предположения?

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.

Итак, АЗБУКА. Выскажите свои предположения:» Какая будет тема урока?»

Азбука - первая книга. А что изучают по азбуке? Сегодня мы будем работать с произведением «Загадочная азбука».

Подумаем и подберём слова близкие по смыслу к слову «загадочная» (дети получают карточки со словами: волшебные, незнакомые, волшебные, заколдованные, знакомые, Тайные, мистические) . На доске вывешиваются подходящие синонимы.

Откройте книгу на стр.5 и попробуйте ответить: «Почему так названо произведение?»

  1. Работа по теме урока.

Вы совершенно верно сказали, что в каждой строчке нет начала. Попробуем восстановить начало фраз. Для этого разобьёмся на группы по 5 человек (учитель называет состав каждой группы), возьмём карандаши, пересядем за столы для работы в группах и читая произведение, обсудите и вставьте те буквы, которые, вы полагаете, подходят. 1 группа работает на стр. 5, вторая группа – на стр. 6, третья группа на стр. 7.

  1. Работа над содержанием произведения.

Давайте распределим буквы по группам: весёлые

Зубастые

Вкусные

Домашние

Объясните, какими признаками вы руководствовались.

6.Работа по воспитанию читательского интереса.

Много разных интересных азбук написали поэты и писатели. С. Я. Маршак «Весёлая азбука», «Весёлое путешествие от А до Я». Давайте прочитаем несколько стихотворений из этих книг.

Евгения Кравцова придумала сказки о буквах. Вот 1 из них.(инсценировка)

Новый Год буквы встретили у сестриц Е и Ё. Буква Е хотела принести из леса большую ель, но буква Ё вырастила в горшке пушистую ёлочку.

На ее макушку я надену звезду, - предложила буква З.

Я украшу ее шарами, - сказала буква Ш.

Я наряжу ее в блестящую мишуру, - заявила буква М.

Я зажгу на ее веточках веселые огоньки, - засмеялась буква О.

Я разложу под ней подарки, - таинственно произнесла буква П.

Когда ёлочку украсили, сестрицы Е и Ё хором спели:

«У нас родилась елочка, у нас она росла, и нашей мудрой азбуке веселье принесла!»

  1. Физминутка

6 Работа над кратковременным проектом «Город букв»

Сегодня мы попробуем сделать свою азбуку на стихи Марка Шварца. Для этого откройте макбуки, папка «Буквы». Распределите работу в паре. Договоритесь, кто будет выполнять рамочку, фон, картинку, стихотворение. Кто будет читать текст. За 10 минут каждая пара должна сделать свою страничку к букве (букву вы вытянете из мешочка). Проверьте, всё ли вы сделали правильно. Представьте результаты работы другим парам. Выступление должно занять не более 1 минуты. Выслушайте ответы других пар. Оцените выполненные работы и отдайте свой смайлик той паре, чья работа вам понравилась больше.

  1. Рефлексия

« Азбука – к мудрости ступенька». Давайте объясним, почему так говорят.

С чем сегодня познакомились, что нового узнали? Оцените свою работу на уроке прикрепив лепесток к нашему цветку (розовый лепесток – хорошо работал, жёлтый – надо стараться).


Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.

Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».

Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.

2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.

А - лягушку проглотила.

Л - тележку покатила.

Д - откроем и войдем.

Ш - под елкою найдем.

О - жужжит и больно жалит.

П - в лесу деревья валит.

В - чирикает на ветке.

Т - рычит на нас из клетки.

Н – приятный любит запах.

К – на мягких ходит лапах.

М – спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.

Щ – усердно чистит зубы.

З – велит надеть нам шубы.

Ж – в коробочке сидит.

У – совсем не ядовит.

Ч – с собою домик тащит.

Э – откликнется из чащи.

И - в лесу на курьих ножках.

Г - лежат у нас в лукошках.

С - по шёрстке мы погладим.

Ё - мы к празднику нарядим.

Ф - мерцает огоньком.

Ю - завертится волчком.

Ы - у сыра посерёдке.

Б - пекут на сковородке.

Е - в лесу с куста мы ели.

Р - вокруг Луны летели.

Х - к обеду на столе.

Я - на каждом корабле.

4. Назови «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие их них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?

Веселые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р

Зубастые буквы: А, О, П, Т.

Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.

Серьезные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.

Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.

Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.

Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.

5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.

Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».

М – на всем свете самая милая,

Самая нежная, неповторимая.

Интонация радостная, восторженная, с гордостью.

О – позолотила все вокруг и принесла холода.

Интонация спокойная, повествовательная.

6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.

Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения. Также сделать слова волшебными помогает интонация.

Волшебные буквы

Немного воображения – и ваш ребенок сумеет превратить обычные буквы алфавита в волшебные картинки!

Что понадобится:

Альбом для рисования

Фломастеры или мелки

Осваиваемые навыки

Когнитивные / мыслительные навыки

Творчество и воображение

Координация глаз / рука

Тонкая моторика

Развитие речи и словарного запаса

Подготовка к чтению

Подготовка к письму

Социальное взаимодействие

Что нужно делать:

1. Сядьте вместе ребенком за стол.

2. Попросите его назвать какую-нибудь букву.

3. Крупно напишите эту букву в середине листа бумаги.

4. Передайте бумагу ребенку и предложите ему превратить букву в какую-нибудь забавную картинку – животное, узор или что-нибудь еще.

5. Выберите другую букву и повторите то же самое.

Варианты игры. Выберите цифру или иной символ и предложите ребенку превратить его в забавный рисунок.

Безопасность. Рисуйте достаточно крупные буквы, чтобы ребенку было проще проявить фантазию.

Из книги Педагогический декамерон автора Ямбург Евгений

Волшебные встречи У Б. Пастернака есть строка, подсказывающая педагогу наилучший путь постижения творчества художника: «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь...» Разумеется, опасно воспринимать поэтическую метафору буквально, ибо за ней целые миры:

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Волшебные кейсы, или Вклад в самого себя Обучающие программы «Новой цивилизации» и «Лиги Дела» мы объединили в специальный проект с многообещающим названием «Академия успеха». Как известно, первое правило в любом деле – это понимание того, чего можно реально хотеть от

Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

Волшебные «мантры» Зачастую для того чтобы не испытывать чувство фрустрации (лат. «тщетное ожидание», «расстройство замыслов»), возникающее в результате несовпадения наших желаний и возможностей, я прибегаю к помощи волшебных «мантр». Иными словами, внутренних

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Знакомство с алфавитом: учимся узнавать рисунки и буквы Трехлетние дети немало времени потратят на освоение алфавита. Одни могут сладить с этой задачей быстрее, другие медленнее, и ускорить этот процесс не получится. Впрочем, большинство прирожденных читателей рано

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Перепутанные буквы В эту игру лучше играть вдвоем.Загадайте по одному слову. Это должно быть имя существительное, лучше не очень короткое – например из восьми букв. Переставьте в нем буквы как попало и запишите на листок бумаги. Затем обменяйтесь листками и попытайтесь

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Упражнение 2 Ощупываем буквы Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Упражнение 8 Шершавые буквы Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона - в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному)

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Комплекс упражнений для правильного произношения буквы Л Мышка весео жиа, на поу в угу спаа… Примерно так звучит речь малыша до двух с половиной лет. Потом появляется звук «л». Вначале мягкий, неуверенный «ль», делающий речь ребенка по-детски смешной и наивной: «У меня от

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Комплекс упражнений для правильного произношения буквы Р Являясь одним из сложнейших звуков русского языка, звук «р» вызывает самые частые и стойкие проблемы с произношением. Начиная от всевозможных искажений (картавость, гнусавость), замены другими звуками и до

Из книги Я хорошо себя веду и дома, и в гостях [Как отучить ребенка от вредных привычек и научить хорошим манерам] автора Любимова Елена Владимировна

Волшебные слова Родители часто задумываются над тем, как научить ребенка хорошим манерам. Здесь действует общий закон: дети учатся тому, что видят. Если вы говорите «пожалуйста» или «спасибо», ваш ребенок научится этому, когда придет время.Не заставляйте его говорить

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Буквы из ниток С помощью нити можно не только рисовать, но и писать. Попросите ребенка 5–7 лет выложить нитью следующие буквы: «Б», «В», «Г», «З», «И», «Л», «М», «О», «П», «Р», «С»,

Из книги автора

Из книги автора

Три волшебные модели экспромта Если бы вы были военачальником, ведущим войска в бой, вам понадобилась бы хорошая стратегия. Во время настоящего боя случаются всякие неожиданности, и многие решения приходится принимать «экспромтом». Но даже при принятии неправильного

Соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Достижение метапредметных результатов Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достижение не только личностных, но и метапредметных результатов. Процесс формирования универсальных учебных действий у первоклассников обеспечивает достижение названных результатов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. На сегодняшний день авторы-разработчики ФГОС НОО позаботились об обеспечении развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Это означает, что в основу стандарта положен системно-деятельный подход, который обеспечивает ребёнку не только системное усвоение предметных знаний и умений, но обеспечивает развитие посредством включения учащихся в разнообразные виды деятельности, в том числе учебную деятельность. Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентирует современного учителя на организацию учебной деятельности школьников, в которой ребёнок является не пассивным наблюдателем (объектом обучения и воспитания), а активным участником образовательного процесса (субъектом), стремящимся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывать новые знания и способы действий, знающим, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить, использовать по назначению. Причём, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли. То есть, ребёнок сначала наблюдает или манипулирует (действует) с каким-либо материалом: предметами материального мира (с природным материалом на уроках технологии, с ножницами и бумагой, с ручкой для письма, тетрадью, прописью, учебником, компьютером и пр.); или знаками-символами, заменяющими эти предметы (глобус, модель звёздного неба, модель предложения, звуковая модель слова, математическая задача, представленная в виде таблицы, краткого условия, схемы или диаграммы и т. д.); или явлениями более высокого уровня – духовными, нравственными, экзистенциальными, эстетическими, ценностно-смысловыми, социальными (например, толерантность, бесконфликтность, совесть, честь, патриотизм, жизнь как ценность, здоровье как ценность, событийный ряд в жизни человека, личностный и нравственный выбор и пр.). Действуя с фактами и явлениями из разных областей человеческой жизнедеятельности, ребёнок анализирует этот материал, классифицирует, обобщает, пробует различные способы его преобразования, следит за тем, что из этого получается, и в результате, приходит к каким-то выводам, заключениям, которые обязательно должны быть им сформулированы самостоятельно, приняты для себя как руководство к действию, поступку, реализации задуманного. Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, независимо от того, учебная она или игровая, спортивная или эстетическая, должна побуждать школьника решать какие-либо проблемные задачи, а способы решения этих задач, найденные ребёнком, принятые и аргументированные им самим, дают возможность расти личностно и интеллектуально. Если уже в начальной школе ребёнок системно получает возможность решать различного рода проблемные задачи разного уровня сложности, его мозг постепенно привыкнет к ситуации интеллектуального затруднения. Такая ситуация для ребёнка всегда будет предсказуемой, и он без паники сможет разобраться в её деталях, обязательно найдёт способы её разрешения. Так воспитывается пытливость ума, любознательность, неравнодушное отношение к тому, что человека окружает и какие события происходят в его жизни, в его стране, с его близкими, друзьями и знакомыми. Поэтому процесс формирования универсальных учебных действий уже в период младшего школьного возраста создаёт плацдарм для развития личности ребёнка, приобретения им умений, необходимых для решения различного рода проблемных задач в любой сфере его жизнедеятельности – сначала учебной, а затем профессиональной и личной жизни. Благодаря такой организации обучения формируется умение учиться. Метапедметные (надпредметные) универсальные учебные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребёнок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях. Надпредметность и универсальность метапредметных учебных действий заключается в том, что овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности. Главное, чтобы метапредметные умения формировались на духовно-нравственной основе. Школьник должен понимать, что любое действие, совершённое им, должно быть во благо Родине, человечеству, природе, себе и другим людям. Проследим, каким образом в учебниках по литературному чтению для первого класса создаются условия и предпосылки для формирования метапредметных УУД. Формирование регулятивных универсальных учебных действий , в основе которых лежит целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока, контроль выполненных заданий с опорой на эталон (образец), оценка результатов собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником) – всё это предусмотрено авторами в учебнике по литературному чтению для первого класса. Например, целеполагание отражено на шмуцтитуле в преддверии изучения каждой новой темы (1 класс, часть 1, с. 3, 29, 63; 1 класс, часть 2, с. 3, 29, 55). При работе со шмуцтитулом надо обратить внимание детей, что авторы позаботились о том, чтобы школьники изучали материал целенаправленно, стремились к результату, так как успех любой деятельности зависит от правильно поставленных целей и задач. Если человек понимает свою цель (осознаёт её), тогда у него всё хорошо получается. Можно привести примеры из жизни людей, которые добивались высоких результатов благодаря чёткому пониманию того, что они делают, в какой последовательности и к какому результату должны придти. Также необходимо сообщить детям, что цели надо научиться формулировать, что это не такая простая задача, поэтому авторы учебника нам в этом помогают, следовательно, будем у них учиться. Далее учитель должен чётко и внятно прочитать все цели, представленные на шмуцтитуле и спросить детей, что им было непонятно. Пусть они сформулируют свои вопросы. Такое задание пробуждает желание во всём разобраться самому, а также способствует активизации детской инициативы. Далее необходимо обсудить каждую цель отдельно, выяснить, понятна ли она детям, как они её понимают, что должны делать для того, чтобы она трансформировалась в результат. Например, в учебнике «Литературное чтение. 1 класс» (часть 1) на с. 3 сформулирована такая цель: «Мы научимся читать вслух так, чтобы всем было интересно слушать». Учитель должен спросить у детей: «Вспомните ситуацию, когда вы с интересом слушали чьё-либо чтение? Как читал тот, чьё чтение вам очень нравилось? Следовательно, чему мы должны научиться, чтобы заинтересовать слушателя?». Принцип здесь простой – всегда идти от опыта детей. Не объяснять, что и как надо делать, ребёнок не воспринимает объяснений и нравоучений, а оживить уже имеющиеся в опыте ребёнка впечатления. Пусть дети вспомнят подобную ситуацию, свои чувства, эмоции и зададутся вопросом, почему им было интересно (увлекательно) слушать.Планирование учебных действий с опорой на условные обозначения можно организовать при изучении следующих произведений: Я. Тайц «Волк» (1 класс, часть 2, с. 7), по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» (1 класс, часть 2, с. 48), Р. Сеф «Кто любит собак» (1 класс, часть 2, с. 59), рубрика «Проверим и оценим свои достижения» (1 класс, часть 2, с. 54), рубрика «Наши проекты» (1 класс, часть 2, с. 42). Процесс планирования своей деятельности можно начать с изучения условных обозначений, данных в начале учебника. Условные знаки помогут школьникам сориентироваться на страницах учебника и предположить план урока, т. е. что и в какой последовательности будет осуществляться на уроке. Работа с условными обозначениями способствует формированию умений читать условные символы и знаки, что, в свою очередь, способствует развитию абстрактного мышления у первоклассников, а также умений планировать совместную деятельность на уроке. Например, при изучении рассказа Я. Тайца «Волк» можно предложить школьникам рассмотреть страницу учебника и предположить, в каком порядке (последовательности) они будут изучать данное произведение, что может подсказать порядок работы с произведением. Дети скажут, что на уроке обязательно будет работа с иллюстрацией к рассказу, чтение рассказа, обсуждение по вопросам и работа в парах, т. к. есть условное обозначение «Работаем в паре». План урока можно записать на доске или оформить на слайде, если в кабинете есть компьютер и проектор.
На примере изучения рассказа Ф. Кривина рассмотрим, как можно с детьми спланировать урок изучения этого рассказа.
  • Сначала необходимо прочитать название рассказа и фамилию автора. При этом учитель должен несколько слов сказать об авторе, как его зовут, в какое время он писал или пишет свои произведения, спросить у детей, какие из его произведений уже им знакомы.
  • Далее, работая с заголовком, следует обратить внимание детей на его необычность, т. к. заголовок начинается с вопросительного слова «Почему».
  • Потом попросить детей подумать над тем, о чём, по их мнению, будет рассказ (предвосхищение).
  • А далее сформулировать учебную задачу урока: «Чему, по вашему мнению, сегодня на уроке научит автор, с чем интересным нас познакомит?».
  • С этого момента можно составлять план урока: «Итак, прежде чем прочитать рассказ, что мы должны сформулировать? (Учебную задачу). А что ещё поможет нам составить план изучения рассказа? (Условные знаки). Давайте их рассмотрим и определим, чему мы будем учиться и на каких этапах урока это будет происходить». Дети с удовольствием включатся в этот вид работы, особенно, если план появится на экране или на доске в виде картинок (условных знаков).

Формированию умений работать с планом способствуют задания такого типа: «Восстанови последовательность событий сказки. Используя рисунки, расскажи сказку» (по серии сюжетных картинок) (1 класс, часть 1, с. 57), «Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку» (даны вопросы для пересказа) (1 класс, часть 1, с. 41), подрубрика «Как подготовиться к чтению по ролям» или «Учись читать» (дан план) (1 класс, часть 2, с. 21, 28).

Умение контролировать свои действия, сверять с эталоном, корректировать в случае необходимости формируются с помощью таких заданий: «Рассмотри рисунки. Вспомни название сказки. Восстанови последовательность событий сказки. Проверь свой ответ в «Рабочей тетради» (1 класс, часть 1, с. 31), «Знаешь ли ты, что такое клякса? Посмотри в словаре или спроси у родителей» (1 класс, часть 1, с. 10), «Выучи наизусть одну песенку и прочитай её друзьям или родителям» (1 класс, часть 1, с. 44). Обращение к родителям и друзьям способствует также развитию коммуникативных умений: правильно обратиться, вежливо попросить, выслушать совет или критику, принять или настоять на своём, совместно обсудить, поспорить и пр.

Оценивание своих результатов работы – трудная задача для первоклассников. Они с трудом признают свои ошибки, эгоцентризм, присущий дошкольнику, ещё не изжит. Младший школьник так же, как и дошкольник, по привычке считает, что мир крутится вокруг него, и что его мнение, его действия самые правильные. Ему бывает крайне сложно принять факт того, что он что-то сделал неверно. Младшие школьники гораздо легче дают оценку другим – товарищам, друзьям, одноклассникам или литературным героям. Необходимо много работать над тем, чтобы ребёнок стремился различные ситуации примерять на себя и оценивать именно себя, свои поступки, свою деятельность. Поэтому формировать адекватную самооценку необходимо последовательно и терпеливо.

В период обучения грамоте первоклассники уже делали попытки по оцениванию результатов своего труда, т. е. владеют определёнными приёмами самооценки. На уроках литературного чтения такая работа должна продолжаться, и она запланирована на страницах учебников «Литературное чтение. 1 класс». Например, в учебнике после изучения каждого раздела есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения». В этой рубрике даны вопросы и задания, выполнение которых позволит ученику оценить свой уровень усвоения материала, а учителю собрать материал для мониторинга достижений планируемых результатов школьников по изучаемой теме. Вопросы и задания рубрики носят не просто контролирующий характер, многие из них побуждают ребёнка к творчеству, т. е. способствуют развитию. Одни задания сформулированы в виде «хитрых» вопросов, а другие в виде тестов. Например: рубрика «Проверим себя» (1 класс, часть 1, с. 26), рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» (1 класс, часть 1, с. 62, 78; 1 класс, часть 2, с. 28, 54, 78).

Среди познавательных универсальных учебных действий общеучебные умения занимают центральное место. Например, формулировка познавательной цели (учебной задачи) урока способствует развитию мышления, а подчинение себя планомерному достижению результата (цели) способствует развитию эмоционально-волевой сферы ученика, что напрямую связано с процессами саморегуляции. На первых ступеньках обучения литературному чтению школьникам необходимо помогать формулировать учебную задачу урока. Тем более что урок литературного чтения – это не просто урок, расширяющий горизонты образованности, это урок нравственного преображения читателя, урок осмысления нравственных понятий, духовного роста, урок, который каждый раз должен заканчиваться расцветом души юного читателя. Поэтому цель урока литературного чтения, как правило, носит воспитательный характер. Такую цель урока ребёнку сформулировать ещё сложнее. Но всё же учителю необходимо так организовать деятельность детей на уроке, чтобы они пришли к осознанию актуальной задачи урока, вытекающей из самого содержания литературных произведений, представленных в учебнике для изучения.

Например, при обсуждении цели, сформулированной на шмуцтитуле к разделу «О братьях наших меньших», школьники вместе с учителем уточняют понятия: что значит любить животных и заботиться о них, в чём проявляется любовь человека к братьям нашим меньшим, является ли забота о животных проявлением любви к ним. Затем при изучении стихотворения С. Михалкова «Трезор» (1 класс, часть 2, с. 57) учитель помогает первоклассникам сформулировать учебную задачу урока. Он снова обращает детей к шмуцтитулу и просит подумать, какие из этих целей могут нам пригодиться при изучении нового произведения. А для этого надо предположить, о чём пойдёт речь в стихотворении. Чтобы сделать предположение, необязательно читать текст, можно рассмотреть иллюстрации, к которым учитель продумывает систему вопросов, например: «Прочитайте заголовок стихотворения. О ком, по вашему мнению, пойдёт речь? Кого люди могут назвать Трезором? Как вы догадались? (по иллюстрации). Каким изображён щенок на иллюстрации, какие чувства, по вашему мнению, он испытывает в данный момент? Как вы думаете, почему кукла нарисована вверх ногами, а туфли лежат в беспорядке? Что могло случиться в доме, где жил Трезор? Посмотрите на иллюстрацию, расположенную после текста стихотворения. Кто появился рядом со щенком? Что делают дети? Какие чувства и эмоции теперь испытывает Трезор? Почему? Подумайте, для чего автор решил рассказать нам эту историю? Попробуйте определить учебную задачу урока (будем учиться понимать животных, чувствовать их настроение, состояние, сопереживать им, заботиться о них и радоваться вместе с ними, когда им хорошо)». Учебную задачу урока можно зафиксировать на доске или на слайде в виде одного предложения или в виде опорных слов (понимать, чувствовать, сопереживать, заботиться, радоваться). После этого учитель должен выразительно прочитать стихотворение, причём так, чтобы школьники действительно испытывали сочувствие к главному герою в начале стихотворения и радость в конце. Теперь необходимо убедиться в том, что учебная задача сформулирована верно, т. е. уточнить с детьми, действительно ли в стихотворении показано, как щенок страдал, и что дети простили ему все шалости, то есть с пониманием отнеслись к состоянию щенка.

Работа с информацией предусмотрена на каждом уроке литературного чтения. Причём, информацию школьники считывают с разных видов текста (художественных и научно-познавательных), заданий к текстам, условных обозначений, заголовков рубрик и разделов, иллюстраций, словаря, обращаются к Internet и взрослым за помощью. Главное, чтобы эта информация была понятна, доступна ребёнку и помогала продвигаться дальше, совершенствовать себя в учебной деятельности. Сначала учим считывать информацию с картинок, иллюстраций, затем со схем, знаковых моделей, потом с таблиц, диаграмм и пр.

Для примера рассмотрим стихотворение Г. Сапгира «Кошка» (1 класс, часть. 2, с. 66). Автор показывает, как типичное поведение кошки, её повадки можно описать образно через диалог, в форме которого и написано стихотворение. Первоклассники должны понять из стихотворения, что кошка не такое уж покладистое существо, как может показаться в начале стихотворения, она может проявить негодование, а не только мурлыкать и мяукать. Поэтому школьники учатся считывать информацию из стихотворения, анализируя его форму, изобразительно-выразительные средства языка и приходить к важному пониманию о том, как ведёт себя кошка в разных ситуациях, как она взаимодействует с другими животными, в частности, с собаками, как проявляет свои эмоции и чувства. Если пойти ещё глубже и попросить детей определить, как автор относится к описываемой им кошке, то дети, конечно, найдут авторские намёки на то, что Г. Сапгир вообщем-то неплохо относится к кошкам. Он как бы обращается к кошке: «Не хочешь молочка?», «А в приятели щенка?». Хотя в стихотворении звучат оттенки юмора по отношению к кошке, некоторое подтрунивание над ней, всё же автор любуется ею, даже в ситуации проявления небольшой агрессии с её стороны. Художник как бы внутренне соглашается с кошкой, думая при этом: «Ну, что поделаешь, такая уж ты есть». Информацию такой глубины школьники без учителя считать не смогут, поэтому необходимо наводящими вопросами помогать им в этом.

Несколько проще вычитывать информацию из научно-познавательного текста, так как там в основном сообщаются факты. После работы над художественным произведением Г. Сапгира «Кошка» авторы учебника предлагают прочитать познавательный текст о кошках (1 класс, часть. 2, с. 67). Чтобы помочь школьникам найти в тексте нужную информацию о кошках, учитель может задать вопросы:

  • Почему кошки не любят сидеть на месте?
  • Сравните стихотворение Г. Сапгира «Кошка» и текст про кошек. Подумайте, что общего в кошках подмечают авторы.

Ответы детей на последний вопрос позволят школьникам считать информацию ещё более глубокого уровня. А для этого необходимо применить все аналитико-синтетические умения и, благодаря такому высокому уровню обобщения, подняться на новую ступеньку интеллектуального развития.

Знаково-символические действия первоклассники совершают с первых же уроков литературного чтения. Уже в начале учебника они встречаются с разнообразными моделями. Например, при чтении стихотворения В. Данько «Загадочные буквы» (1 класс, часть 1, с. 5) дети считывают с предметных картинок информацию и заменяют при чтении пустой квадрат словом-понятием, обозначающим животного. Также при работе с рубрикой «Твоя библиотека» первоклассники видят не сами книги, а лишь их обложки-модели, изображённые на иллюстрации. Изучая обложки, дети лишь догадываются о том, какие рассказы или стихи помещены в эти книги. Всё это развивает фантазию, воображение, образное и ассоциативное мышление, догадку и творческие способности.

Развитие и совершенствование логических операций (анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение доказательств из 5-6 предложений) изначально заданы в методике преподавания курса литературного чтения как основополагающие процессы формирования личности ребёнка. Без логических операций трудно себе представить процесс восприятия литературного произведения, его анализ, этапы рассуждения, доказательства, творческого переосмысления произведения, нравственного оценивания.

Задания, способствующие развитию логических операций, есть практически к каждому литературному произведению учебника. Например, задание творческого характера «Обсудите с другом, каким образом можно обычные буквы превратить в волшебные» (В. Данько «Загадочные буквы», 1 класс, часть 1, с. 8). Чтобы выполнить такое задание, ученикам необходимо проанализировать, чем отличаются обычные буквы от волшебных, сравнить их и на основе этого создать свой оригинальный продукт – придумать волшебные буквы (творчество и синтез). Или задание, которое стимулирует у первоклассников стремление задумываться над сложными понятиями, побуждает размышлять: «Можно ли произведение К. Чуковского «Федотка» назвать юмористическим?» (К. Чуковский «Федотка», 1 класс, часть 2, с. 12). Выполняя такое задание, ребёнок вынужден размышлять, строить устное доказательство, убеждать других в своей правоте. Установить причинно-следственные связи в процессе чтения и разбора литературного произведения помогают задания следующего типа: «Проанализируйте с другом значение пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа» (М. Пляцковский «Помощник», 1 класс, часть 2, с. 23).

В группу познавательных универсальных учебных действий входят действия по постановке и решению проблем (выдвижение гипотез (способов) по решению нравственных проблем, поставленных автором в художественных произведениях, поиск способов решения учебных проблем в ходе выполнения заданий учебника и «Рабочей тетради»). Примером таких заданий в учебнике «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л.Ф. Климановой и др.) могут служить следующие: «Правильно ли поступил мальчик? Подумайте вместе с другом над его поступком» (Ю. Ермолаев «Лучший друг», 1 класс, часть 2, с. 32), или «Можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья?» (В. Орлов «Кто первый?», 1 класс, часть 2, с. 34).

Размышляя над такими заданиями учащиеся получают возможность высказать свою гипотезу (предположение) о том, как разрешить нравственную проблему или высказать свою точку зрения на возникшую ситуацию, аргументировать своё мнение. Такие задания способствуют личностной самореализации младшего школьника, формируют рефлексивные умения (а как я бы поступил в данной ситуации?), пробуждают инициативу, развивают доказательность мышления. Обращаем ваше внимание, что в силу возраста младшие школьники ещё не могут самостоятельно сформулировать проблему или проблемный вопрос. Этому их нужно специально учить. Поэтому, в начальных классах на первых этапах обучения проблему первоначально формулирует учитель, а дети пытаются выдвигать гипотезы, намечают план и способы её решения в коллективном или групповом сотрудничестве. В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» авторы, учитывая специфику возраста детей, после текстов, как правило, предлагают задания в проблемном ключе. Например, вопросы и задания к рассказу В. Осеевой «Собака яростно лаяла» (1 класс, часть 2, с. 60-61): «Чему удивились мальчики?», «Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?», «Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?»

Обратите, пожалуйста, внимание, каждое из заданий требует обсуждения и выбора варианта ответа (способа решения), который отразит глубину осмысления читаемого произведения. Вопросы, данные в задании, носят несколько парадоксальный характер.

Например, «Чему удивились мальчики?». Этот вопрос наталкивает школьников на размышление о том, что мальчики даже не догадались, им даже в голову не пришло, что котёнка надо спасать. То есть их нравственные убеждения вовсе не сформированы, они проявляют полное равнодушие к животным, попавшим в беду. Может быть, в классе кто-то из детей будет считать так же. Тогда это сигнал для учителя, над чем надо работать с ребятами своего класса.

Следующее задание тоже парадоксально. Детям предлагается объяснить поведение мальчиков и выбрать для объяснения один из факторов, названных авторами учебников. Причём, и нерешительность, и равнодушие, и невоспитанность, и испуг, вполне могли присутствовать в данной ситуации. Но то, как мальчики отреагировали на обращение женщины, конечно, говорит о равнодушии. Каждый мотив, который мог бы лежать в основе поступка ребят, необходимо обсудить.

Ну, и последнее задание – это создание условий для своего личного выбора, самоопределения в данной ситуации. Вопросы такого рода формируют самостоятельность мышления, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, дают учителю возможность видеть уровень нравственного развития каждого ребёнка.

Ситуации, связанные с решением проблем, возникают не только при работе с художественным произведением, но и при выполнении разного рода заданий. Например, в проектной деятельности, когда перед учащимися класса возникает ряд проблемных ситуаций: как разбиться на подгруппы, чтобы каждому было интересно и комфортно работать в малой группе, чтобы все учащиеся были задействованы; как сформулировать чётко задачи для каждой подгруппы, чтобы результат, полученный группой, работал на общую цель; как спланировать сроки достижения результатов, чтобы все подгруппы успели справиться с заданием; как оформить результаты проекта, чтобы они были презентабельны и интересны другим. Возникает множество вопросов, на которые первоклассники должны ответить себе и учителю, а для этого надо учиться думать, брать инициативу в свои руки, не бояться выдвигать любые гипотезы по достижению результата. Для младшего школьника всё это является новым, необычным, поэтому не каждый ребёнок сразу включается в такую работу. При организации такого вида работ учитель должен учитывать психологические особенности каждого ребёнка, его возможности и уровень готовности к продуцированию идей и гипотез. Но благодаря систематическому включению школьников в проектную деятельность и деятельность по решению разнообразных проблемных ситуаций формируется основное общеучебное умение – умение учиться. Если ребёнок сам себе может задать вопрос о том, как достичь результата, как преодолеть затруднение и предложить способы выхода из такой ситуации, то можно быть уверенным, что в дальнейшей своей жизни он обязательно справится с любыми трудностями, встретившимися на его жизненном пути.

Коммуникативные умения на сегодняшний день крайне необходимы современному человеку. В первом классе ученик только учится строить коммуникацию, поэтому к основным коммуникативным универсальным учебным действиям, формируемым на первом году обучения, можно отнести: умение спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, умение слушать партнёра по общению (деятельности), интегрироваться в группу сверстников.

Учебник содержит множество заданий, способствующих формированию таких умений. Например: «Почему поэт не советует быть похожим на такого «вежливого» ослика? Обсудите с другом» (И. Пивоварова «Вежливый ослик», 1 класс, часть 2, с. 38), или «В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них. Умеете ли вы договариваться между собой?» (И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», 1 класс, часть 2, с. 5), или «О чём можно разговаривать с пчелой? Придумайте с другом диалог» (М. Бородицкая «Разговор с пчелой», 1 класс, часть 1, с. 16), или «Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Выберите тему. Договоритесь, кто что будет делать» (С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть», 1 класс, часть 1, с. 21).

Среди коммуникативных умений особое место занимает умение формулировать и задавать вопросы. По тому, насколько глубок вопрос по сути, в какой степени он отражает проблему, можно судить об уровне развития интеллекта человека.

Формулировать вопросы и задавать их собеседнику – необходимое условие эффективного диалога. Поэтому школьников необходимо учить формулировать умные (проблемные) вопросы, затем правильно их преподносить тому, с кем общаешься. В последнее время школьники всё меньше и меньше задают вопросов, их любознательность падает, они перестают быть «почемучками». Чтобы этого не происходило, нужно стимулировать школьников задавать вопросы, поощрять за каждый грамотно построенный и глубокий вопрос. Но сначала необходимо показать, что вопросы бывают разные. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа – да или нет. Есть вопросы «хитрые», над которыми надо подумать, поломать голову. А есть вопросы проблемные, в которых заложено противоречие. К формулировке таких вопросов и необходимо стремиться школьникам. Младшим школьникам сначала нужно показывать образцы вопросов. Эту функцию выполняет «Азбука» (авт. В.Г. Горецкий и др.). Дети впервые видят, какие вопросы задают авторы учебника учащимся. Чаще они носят воспроизводящий характер, то есть относятся к содержанию текста, и ответить на эти вопросы можно только с помощью прочитанного текста. В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» учащиеся встречаются со специальными заданиями, стимулирующими к формулированию своих вопросов: «Расскажи свою любимую сказку. Пусть твой друг задаст тебе вопрос по её содержанию», или «Подготовь несколько вопросов по сказке» (1 класс, часть 1, с. 53, 59). В первом классе такая работа только начинается, а в последующих классах она будет продолжаться, и школьники научатся формулировать «хитрые» вопросы, а также вопросы проблемные.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи являются составной частью коммуникативных УУД. Урок литературного чтения невозможно представить без умения высказывать свою точку зрения на различные положения текста: учащиеся активно участвуют в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Им предлагаются вопросы открытого типа, начинающиеся со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение и выслушать мнение одноклассников. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета. Также в учебниках достаточно часто предлагается обсудить вопрос в группе или паре, высказать свою точку зрения и т. д. На основе аналогии или текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире, описывают иллюстрации к произведениям и выражают свое отношение к её героям. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества воспитывает работа в парах и группе, специально организованная на уроке для выполнения совместных заданий, проектов.

Кроме того, система вопросов и заданий учебника позволяет учащимся учиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Друг с другом они составляют несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Но также различные примеры диалогов и умение героев произведений вести диалог показаны в конкретных художественных произведениях. Например, при изучении стихотворения К. Чуковского «Телефон» (1 класс, часть, 2, с. 20) обязательно надо обсудить с детьми, в какой форме написано стихотворение, как общаются герои произведения по телефону, понятны ли автору-рассказчику просьбы героев, понимают ли они друг друга, беседуя. Попросите детей дать советы участникам диалога, чтобы разговор получился более продуктивным.

Рассказ Н. Сладкова «Лисица и ёж» (1 класс, часть, 2, с. 73) позволяет обсудить с детьми то, как герои произведения по-разному выходят из щекотливой ситуации благодаря своему уму и хитрости. Но главное на что надо обратить внимание детей – это то, что каждый из героев решает свою коммуникативную задачу. Для Лисы важно «заговорить зубы Ежу», чтобы сцапать его, а Ежу важно не поддаться на уловки Лисы и правильно вести диалог с ней. Поэтому необходимо спросить у учащихся:

  • Как Лиса добивается своей цели, какие слова она подбирает, чтобы расположить к себе Ежа?
  • А как ведёт себя Ёж? Что он ей отвечает и почему именно так?
  • Как вы думаете, договорились ли Лиса и Ёж? Почему?
  • Придумайте концовку рассказа, чтобы в ней поведение героев изменилось, и они подружились. Какие слова должен подобрать Ёж, чтобы Лисе расхотелось его съесть?

Таким образом, мы постарались показать, как страницы учебника «Литературное чтение. 1 класс» (авт. Л.Ф. Климанова и др.) способствуют формированию у первоклассников личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а сам учебник реализует требования ФГОС НОО.

Не последнее место в стандарте отведено и вопросам достижения предметных результатов. Но мы умышленно более подробно рассказали о подходах к организации достижения личностных и метапредметных результатов, т.к. именно эта проблема на сегодняшний день стоит остро перед учителем начальной школы. Современный педагог начальной школы уже хорошо владеет методами и технологиями формирования предметных умений, навыков и компетенций у своих учащихся на разнообразных учебных курсах, поэтому мы предлагаем учителю в разделе 1.3. (таблица 1) лишь проследить, как соотносятся планируемые результаты в курсе литературного чтения (первый год обучения) с требованиями стандарта.

Последнее время тема различных азбук и алфавитов для меня лично стала просто животрепещущей. Мой годовалый сын увлекся буквами, причем увлекся серьезно, он видит их везде, по нескольку раз старается в меру возможностей повторить любой звук (я уже о том, что самым маленьким адекватнее называть звуки, а не буквы, со своим сыном я так и делаю), показывает в книжках, на вывесках, называет сам или просит называть меня.

Сейчас великое множество пособий и просто игрушек с алфавитом и буквами, но мне пришлось рассматривать их с пристрастием и дотошно выбирать варианты наиболее достойные моего маленького буквомана. Расскажу о том, что попадалось на глаза мне и что меня, мягко говоря, удивило.

Первый шедевр, который есть у нас дома, это «Морская азбука» , у нее несколько режимов, самым приличным из которых, по моему мнению, является тот, где просто играют мелодии, никак ровным счетом с буквами не связанные.

Все остальное весьма и весьма спорно. В первом режиме в ответ на нажатие кнопки с буквой мы слышим ее название «бэ», «ха» и т.п., и уже один из следующих режимов подтверждает мое твердое убеждение, что учить детей поначалу, да и для чтения вообще, нужно звукам, а совсем не буквам . «Морская азбука» просит составить какое-нибудь слово, например "рот", ты последовательно нажимаешь нужные буквы, она произносит «эр», «о», «тэ», после чего заключает «рот» и хвалит тебя за правильно выполненное задание. Я, конечно, рада, что я молодец, но даже мне взрослому, умеющему читать человеку не понятно, как из «эротэ» (я даже сейчас опущу свои ассоциации:) получилось «рот», и что, собственно, в этом правильного... И это я еще не говорю о чисто физическом недостатке - буквы рельефные, но цвета того же, что и фон кнопки, на которой они написаны, видно плохо и невнятно.

Еще задолго до проснувшегося у сына интереса к буквам я купила такую доску, которая в каталоге продукции гордо называется «русский алфавит» , признаться, я не рассмотрела ее на картинке, но, увидев ее уже дома, заключила, что это может быть что угодно, но никак не привычный русскому уху и глазу алфавит.

Как совершенно справедливо изрекла на днях моя подруга - «Не могу понять, почему людям вообще пришло в голову поменять половину букв местами...», а мой муж предположил, что этот алфавит призван разрушить устоявшиеся стереотипы:)

Да, причины подобных авторских перестановок в алфавите действительно совершенно не понятны, и, стоит ли говорить, последовательность букв русского алфавита на этом дидактическом материале давать не следует.
Еще одна важная вещь, на которую нужно обращать внимание, выбирая подобные алфавиты с картинками под каждую букву, состоит в том, что нарисованные картинки должны иметь однозначное, и первое приходящее в голову ребенку, название - таким образом, никакая буква «е», нарисованная рядом с «ёлкой» не переубедит ребенка, что на картинке не ёлка, а ель. Интересно, сами создатели тоже перед новым годом мечутся по городу в поисках ели, наряжают ель и хороводы водят вокруг ели? :)

И еще об одном моменте, на который мало кто обращает внимание, а, тем не менее, это очень важно и здорово может запутать еще не искушенных в чтении детей - многие звуки искажаются в некоторых позициях . Так например, согласные могут звучать мягко после смягчающих гласных, например, в слове «лев», а эта картинка (как и изображенная здесь лиса) очень популярна в азбуках на букве «л», звучит как «ль», а никак не «л», то же самое с очень популярными «диваном» и «мячом». А безударные гласные вообще могут «прикидываться» другими звуками, огромные проблемы в этом смысле с буквой «о», которая в ударной позиции и при этом в начале слова встречается очень редко, и большинство азбук предлагают нам услышать звук «о» в словах «обезьяна», «окно», «огурец» или «овца». Произнесите их, и если услышите вначале именно «о», я с удовольствием признаю, что была не права (может спасти нарисованный осел, если вы успеете быстро обозвать его осликом, азбук с картинкой «облако» или другими словами, где «о» это действительно «о» я лично не видела ни разу, если найдете и покажете, буду премного благодарна).

Беспроигрышным вариантом для нас явились буквы из набора магнитной азбуки , благо, тут испортить и правда мало что можно, правда для меня остается загадкой, на каком основании и с какой хитрой целью одни и те же буквы (в наборе по несколько одинаковых буковок) окрашены разными цветами и почему вообще буквы красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Сейчас мой сын спасается в основном самодельными (мноюдельными) буквами и про наши игры с буквами я расскажу отдельно, равно как и про то, как выбрать правильный букварь, наверное...

А сейчас резюме, покупая ребенку азбуку или какие-то игры с буквами, следите за тем, чтобы :

Буквы были видны четко (что касается азбук с картинками, очень хорошо бы, чтобы картинки не наезжали на буквы, так как образ буквы должен быть понятным)
. все буквы были одного размера
. цвета букв были по возможности «классическими» (гласные - красные, согласные - синие, мягкий и твердый знаки - зеленые, или все буквы черные)
. картинки под буквами были узнаваемы и максимально похожими на настоящие
. предметы, изображенные на картинках трактовались однозначно и желательно, имели одно самое распространенное название, тогда изображенные предметы ребенок будет называть правильно (если возникает хоть малейшее сомнение, успейте назвать, что нарисовано на картинке, первыми, не дав ребенку простора для фантазии)
. названия соответствующих предметов реально начинались на тот звук, рядом с которым нарисованы (безударные гласные в начале слов могут звучать не так, как нужно услышать ребенку, чтобы узнать букву, смягчающие гласные после согласной, делают согласный звук мягким)
. азбуку электронную лучше не покупать совсем малышам, у которых еще сильно желание просто потыкать в кнопки - они будут жать все подряд, звуки будут произноситься в «куче» и такая же «куча-мала» будет у ребенка в голове.

Использованные в статье фотографии с сайтов.