Шины и диски

Логопедическое занятие по слоговой структуре. Конспект индивидуального логопедического занятия на формирование слоговой структуры слов. Оборудование к занятию

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова
Разработала: учитель-логопед Бенгардт Оксана Александровна
МБДОУ «Д/С «АЛЁНКА» город Абакан Республика Хакасия

Цель: формирование в речи ребенка слов слоговой структуры 12-го типа.

Задачи:
Образовательные:
– учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа;
– учить образовывать имена сущ. единственного числа родительного падежа.

Коррекционные:
– расширять и активизировать словарный запас;
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
– развивать мимическую мускулатуру.

Развивающие:
– развивать память, воображение, внимание, мышление.

Воспитательные:
– воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.

Оборудование: мультимедийная установка (презентация), картинки для упражнений артикуляционной гимнастики, картинка с изображением фокусника.

Организационный момент:
– Как настроение?
– Хорошее!
– Когда у меня хорошее настроение, я улыбаюсь! А ты?
– Я тоже!
– Покажи, пожалуйста, свою красивую улыбку.
– У тебя очень красивая улыбка и настроение теперь на весь день будет таким же замечательным! Правда?
–Правда!
Основная часть:
–Вот мы и сделали первое упражнение из комплекса зарядки для губ и язычка. А теперь сделаем «Трубочку». Молодец!
(Далее выполняется набор упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики)
– Ну вот! Какой ты молодец!
– А теперь пришла пора поиграть с пальчиками. Хочешь?
–Да!
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»:

– На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу")
– Ну, а к дому путь закрыт.
(Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").
– Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются)
– В этот домик приглашаем.
– Молодец! Замечательно получилось. А знаешь, кто в наш домик пришел в гости?
– Нет!
– Это фокусник. Он покажет тебе свой фокус и тебя научит. Ты тоже если захочешь, сможешь попробовать. (Логопед показывает картинку фокусника)
Упражнение «Чего не стало?»
Ход игрового упражнения.
Логопед, называет предмет с анимацией исчезновения на слайде, и спрашивает:
– Чего (кого) не стало?
Ребенок отвечает:
– Клубка. (Слайд №3)
– Крючка. (Слайд №4)
– Платка. (Слайд №5)
– Шнурка. (Слайд №6)
– Звонка. (Слайд №7)
– Гвоздя. (Слайд №8)

– Пловца. (Слайд №9)
– Кружка. (Слайд №10)
– Флажка. (Слайд №11)
– Шланга. (Слайд №12)
– Замечательно у тебя получается! Ты настоящий фокусник!
Динамическая пауза:
Мы захлопали в ладоши -
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали -
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь –
Выше, выше, выше.
Наши ножки закружились, закружились,
И остановились.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас!
1,2,3,4,5 – топаем ногами.
1,2,3,4,5 – хлопаем руками.

Итог занятия:
– Что тебе сегодня понравилось?
– Быть фокусником!
– Ты очень хорошо справился с ролью фокусника! И очень хорошо говорил все слова !

Аннотация. Материал адресован логопедам. Вниманию логопедов предлагается конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова.

Программное содержание:

  • закрепить умение детей делить слова на слоги.
  • упражнять в преобразовании слогов.
  • упражнять в подборе слогов к схемам.
  • упражнять в подборе слов к схемам.
  • учить подбирать слова-родственники к существительному «Лес».
  • учить составлять слова из букв.
  • упражнять в составлении новых слов из букв данного слова «Фотография».
  • развивать мышление при разгадывании ребусов.
  • воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

Ход занятия

1. Оргмомент:

«Сядет тот, кто скажет слог наоборот»

са-ас по-оп хо-ох аф-фа
ин-ни ту-ут зу-уз цу-уц
ка-ак бы-ыб га-аг мо-ом

2. Знакомство с темой:

«Однажды сказочный герой отправился в лесную школу.А как его зовут, вы сейчас отгадаете. Слово зашифровано, его надо отгадать по опорным цифрам».

35167248
занйкена

а) Чтобы ему зайти в лес, надо подобрать слова-родственники к слову «Лес»
(лесок, лесник, перелесок,лесополоса).Подберите слова-родственники,используя ребусы.

Зашёл Незнайка в лес, долго ли шёл, коротко ли, вдруг, видит перед ним ЧАСТОКОЛ.

Что такое частокол? (забор, у которого колья находятся часто друг к другу)

Чтобы Незнайке пройти во внутрь, надо разделить слово»частокол» на слоги.

Давайте ему поможем!

б) Прошёл Незнайка и увидел лесную школу. Учительницей там была мудрая сова. Она раздала зверятам картинки, их надо расселить по пароходам. Сколько иллюминаторов — столько и слогов должно быть в названии картинок. Давайте и мы попробуем разложить картинки.

в) Затем сова предложила зверятам определить подходит ли их схема к словам, которые она им будет называть. Давайте и мы попробуем. Я буду называть слова, а вы будете выходить к доске, если слово подходит к вашей схеме.

ААА (ПАНАМА), ОА (ВОБЛА), АОА (ШАПОЧКА)

А теперь давайте выложим слоги к схемам.

Схемы:СГ (ма, но, зу), ГС (эр, ит, ош), ССГ (хва, фты,ску), СГС (мит, шар, док)

Физкультминутка.

Сова предложила поиграть.

Вы будете приседать, когда услышите слова, в которых есть рядом звуки «ШК»

(кошка, маска, лягушка, вышка, записка, картошка)

Теперь нодо топать, если услышишь слова, в которых есть рядом звуки:»ТР»

(крот, кровать, ситро, тройка, тетрадь, красный, ватрушка, торт, метр)

г) Работа над ударением.

Пока все играли:

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Ударенье заколдовал.

И что же произошло? Было слово кружки, а стало кружки.Вся вода расплескалась, всех обрызголо. Было слово потопаю, а стало потопаю. Все звери чуть не утонули. Было слово стрелки, стало стрелки, которые направили ружья на зверей. Звери пе-реполошились, стали умолять волшебника вернуть ударение на место. Волшебник согласился, если звери помогут ему вернуться за гору. А для этого надо определить, какое слово было задумано из следующих слогов:ТА — ВО — РО (ворота)

Расступись гора, а за ней ворота! И волшебник ушёл.

д) Все обрадовались и решили собирать из букв слова(а-р-к, и-р-м, а-ш-р).

Затем сова предложила из букв слова «Фотография» составить новые слова.

(фото, гора, рот, граф, тигр, игра, тир, рога, рота, гиря)

3. Итог занятия:

«Молодцы! Все справились с разными заданиями. А какое задание больше всего понравилось выполнять?»

Реброва Е.В.,
учитель-логопед

Формирование слоговой структуры слов

Цель: Закрепить умение правильно произносить звук «р»

Задачи:

1) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

2) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

3) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

4) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

5)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

6) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3 ) . Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

Что здесь может само двигаться? Что не может?

Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

Разложи карточки в столбик.

Назови слова в верхнем ряду слева направо;

Назови слова в нижнем ряду справа налево;

Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» - « Чем рубят дрова?» - (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» - (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» - (за катером)

«Чем доволен музыкант?» - (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» - (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» - (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» - (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

ТЕМА. Слоговая структура слова.

ЗАДАЧИ. Дать понятие о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. Учить делить слова на слоги. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, трудолюбие, дисциплину.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки: шар, лук, дом, утка, окна, астра; звуковая мозаика; тетради, ручки, линейки, карандаши; материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска; картинки: шарф, круг, розы, кукла, улитка, кукуруза; карточки с графическим упражнением; слова на доске; красные карандаши.

I . Оргмомент.

Послушайте слова, назовите гласный звук.

Шум, мак, сом, лист.

II . Артикуляционная гимнастика

Забор. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

Часики. Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так.

(Движения узкого языка влево - вправо).

Индюк. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад сначала без голоса, потом с голосом.

III . Повторение

1.- Посмотрите на картинки.

Назовите их. Выделите первый звук. Гласный он или согласный? Почему?

2. Звуковая мозаика.

Согласный

М О С У Т Ы К Э Р

Картинки: шар, окна, утка, дом, лук, астры; звуковая мозаика

IV . Сообщение темы, объяснение материала.

Послушайте, что я скажу. Ры. Понятно ли, что я хотела сказать? Ба. Понятно? Рыба. Понятно ли теперь? Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Сколько слогов в слове «РЫБА»? Сколько гласных в этом слове? В слове всегда слогов столько же, сколько гласных. В каждом слоге есть один гласный.

Тема нашего занятия: «Слоговая структура слова».

Мы будем учиться делить слова на слоги, выделять гласные из слов, составлять схемы слов.

V . Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика Засолка капусты

Мы капусту рубим. (Резкие движения прямыми

кистями вниз и вверх)

Мы морковку трём. (Движения кулаков к себе

и от себя).

Мы капусту солим, («Посыпание солью из щепотки»).

Мы капусту жмём. (Сжимание пальцев в кулаки).

VI . Тренировочные упражнения.

Физминутка.

1. Послушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные.

жуки у и бумага у а а

брат а ноты о ы

мост о рыбаки ы а и

2. Подберите картинки к схемам.

3. Спишите слова, разделяя их на слоги, подчеркните гласные: сани, ваза, палка, шарик, работа, картина, рука, рыбак, солдаты.

Тетради, ручки, линейки, карандаши, материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска.

Картинки: круг, шарф, розы, кукла, улитка, кукуруза; материал для составления схем слов, красные карандаши.

Кривошеева И.В.

учитель-логопед МБДОУ №1

г.Курганинска Краснодарского Края

Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

Цель:

1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;

2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему .

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка , плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета , автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба , кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба . Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3) . Игра «Произнеси слоги» . Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо» . Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки .

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

– Что здесь может само двигаться? Что не может?

– Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

8) Физминутка . Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

– Разложи карточки в столбик.

– Назови слова в верхнем ряду слева направо;

– Назови слова в нижнем ряду справа налево;

– Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

– Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

– Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?» – (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» – (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)

«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» – (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» – (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"