(по материалам книги: "Народы России: Атлас культур и религий")
Народы, обитающие в России. Рис. Е. М. Корнеева. 1812 г.
Россия отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием населения. Представители более 150 национальностей
всех мировых конфессий составляют народ России.
Сегодня особенности традиционной культуры (народный костюм, типы жилища, хозяйственный уклад и т. п.) известны зачастую этнографам и историкам лучше, чем среднему
представителю почти любого из народов. В XX веке, с социальным и экономическим развитием, с процессом урбанизации и ростом социальной мобильности,
население страны активно приобщалось к культуре надэтнической и светской, поэтому этнографические описания быта и фольклора во многом имеют исторический характер.
В основу изложенной ниже классификации положен "этноязыковой" принцип – народы сгруппированы по языковым семьям и ветвям, на которые делятся эти семьи.
Классификация условна, так как деление происходит по языку, который может быть утрачен или сохранился только в пассивном виде.
Индоевропейская языковая семья
Малороссы (украинцы). Худ. К. Ф. Гун. 1862 г.
В России представлены 8 ветвей индоевропейской языковой семьи: славянская, балтийская, германская, романская, греческая, армянская, иранская, индоарийская.
К славянской ветви относятся русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи и словаки, а также болгары и сербы.
К балтийской (летто-литовской) ветви индоевропейской языковой семьи в России принадлежат литовцы и латыши.
Валах и молдованин. Худ. К. Ф. Гун. 1862 г.
К германской языковой ветви относятся немцы, американцы, англичане и евреи-ашкеназы.
Романскую языковую ветвь представляют в России молдаване, румыны, испанцы, кубинцы, итальянцы, французы.
Греческая языковая ветвь включает греков.
Курд. Армянин. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.
Армянская ветвь объединяет армян с близкими им по происхождению хемшилами.
К иранской ветви индоевропейской языковой семьи в России относятся осетины, таджики, пуштуны, персы, среднеазиатские цыгане,
среднеазиатские евреи, горские евреи, таты, талыши, курды, езнды.
К индоарийской языковой ветви относятся цыгане (исключая среднеазиатских) и живущие в России индийцы, говорящие на языке хинди.
Уральско-юкагирская языковая семья
Зырянка (коми). Вотячка (удмуртка). Вотяк (удмурт). Зырянин (коми). Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.
Уральско-юкагирская языковая семья представлена в России всеми тремя группами: финно-угорской, самодийской и юкагирской.
Самая крупная финно-угорская ветвь объединяет карел, финнов, ижорцев, водь, эстонцев, вепсов, саамов, мордву, марийцев, удмуртов, бесермян, коми, коми-пермяков, хантов, манси, венгров.
Самодийская ветвь включает ненцев, эмцев, нганасанов и селькупов.
К юкагирской языковой ветви могут быть отнесены два народа: юкагиры и чуванцы.
Алтайская языковая семья
Башкиры. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.
Семья эта делится на пять ветвей: тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую, и японскую.
К тюркской ветви в России относятся: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы,
кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки,
уйгуры, киргизы, алтайцы, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы,
шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, сойоты, якуты, долганы.
Вооруженный якут. Литография. 1803 г.
Монгольская ветвь алтайской языковой семьи представлена в России бурятами, калмыками и монголами.
К тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи в Российской Федерации принадлежат эвенки, эвены, негидальцы,
нанайцы, ульчи, уйльта, орочи, удэгейцы и тазы.
Японцы и корейцы и образуют отдельные ветви алтайской языковой семьи.
Северокавказская языковая семья
Чеченец. Лезгин. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.
Северокавказская языковая семья подразделяется на две ветви: абхазко-адыгскую и нахско-дагестанскую.
Абхазско-адыгская ветвь объединяет абхазов, абазин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и шапсугов.
Вторая ветвь северокавказской языковой семьи – нахско-дагестанская – объединяет чеченцев, ингушей, аварцев, 13 андо-цезских народов, а также арчинцев, лакцев, даргинцев, кубачинцев, кайтагцев, табасаранов, лезгин, агулов, рутульцев, цахуров, удин.
Палеоазиатские народы
Алеуты. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.
10 народов России ученые условно называют палеоазиатскими. Это, вероятно, потомки древнейшего, дотунгусского, населения Восточной Евразии. Из них только 5 народов чукотско-камчатской языковой семьи говорят на родственных языках.
Оленные чукчи. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.
Некоторые лингвисты выделяют также енисейскую и эскимосско-алеутскую языковые семьи, однако это деление не является общепризнанным.
К чукотско-камчатской семье относятся чукчи, коряки, кереки, составляющие чукотско-корякскую языковую ветвь, и ительмены с камчадалами, образующие ительменскую языковую ветвь. В составе коряков выделяют группу алюторцев, которых иногда считают самостоятельным народом.
К народам этой группы также относятся эскимосы, алеуты, кеты и нивхи.
Картвельская языковая семья
Грузины и грузинские евреи образуют картвельскую языковую семью. К грузинам также относят ряд групп, которые некоторые исследователи считают отдельными народами, – это мегрелы, лазы, сваны, аджарцы, ингилойцы.
Афразийская языковая семья
К афразийской (семито-хамитской) языковой семье принадлежат арабы, арабы среднеазиатские и ассирийцы.
Сино-тибетская языковая семья
Сино-тибетская языковая семья представлена в России китайцами и дунганами.
Австроазиатская языковая семья
Есть в России и представители австроазиатской семьи, это живущие в нашей стране вьетнамцы.
Это в известной мере гипотетическая языковая семья, объединяющая три языковые группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую. Некоторые языковеды относят к алтайским языкам также языки корейский и японский. Однако общность указанных языковых групп не доказана, и они могут рассматриваться как отдельные языковые семьи. Название «алтайские языки» применяют иногда и для обозначения языков народов, живущих на Алтае - хакасов, алтайцев, тувинцев и других.
Народы алтайской языковой семьи на Северном Кавказе представлены тюрками. На монгольском языке говорят калмыки (самоназвание «хальмг» - численность более 150 тыс. человек), генетически восходящие к монголам — ойратам, выселившимся из Джунгарии в Россию в XVII в. Но калмыки географически тяготеют не к Северному Кавказу, а к Нижнему Поволжью, и мы их не рассматриваем.
Народы тюркской группы
В бывшем Советском Союзе тюрки составляли самую разветвленную группу, в которую входило около 25 языков и наречий с общей численностью до 25 млн. человек. Основная их масса проживала в Средней Азии (узбеки, казахи, туркмены, киргизы, уйгуры, каракалпаки), Сибири (якугы, тувинцы, хакасы, алтайцы), Повол — жско-Уральском регионе (татары, башкиры, чуваши) и на Кавказе (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы). После распада СССР в конце 1991 г. пять крупных тюркских народов образовали самостоятельные государства (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Азербайджан). В число народов Северного Кавказа входят кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы.
Кумыки. Обитают в равнинно-предгорной части Дагестана, входя в основное население 7 его районов. Небольшие группы кумыков живут также в Чеченской республике и в Северной Осетии. Численность кумыков составляет приблизительно 150 тыс. человек, более точных данных в нашем распоряжении нет. Самоназвание народа «къумукъ». Южная часть кумыков именовала себя по названиям селений - башлинец (сел. Башлы), утамышец (сел. Утамыш) и т. д. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и распадается на три диалекта: северный (хасавюртовский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский).
Литературным является хасавюртовский диалект. Различия между диалектами постепенно стираются (62, с. 421).
Этногенез кумыков представляется в настоящее время как процесс этнической миксации, т. е. смешения древнего аборигенного населения предгорного Дагестана с пришлыми тюркоязычными кочевниками эпохи раннего средневековья, просачивавшимися сюда из сс- всрокавказских степей. По мнению исследователя этой проблемы Я. А.Федорова, первой волной таких кочев — ников-тюрок были савиры, появившиеся в Дагестане в V в.; савиры - народ гуннского происхождения. В V — VII вв. эта часть Дагестана в некоторых источниках называлась «страной гуннов». Так началась языковая тюркизация предгорных аборигенов Дагестана, растянувшаяся на несколько столетий (108, с. 114-117).
Вторую волну тюркизации Я. А. Федоров связывает с тюркоязычным народом хазар, создавшим обширный и могущественный Хазарский каганат, существовавший в VII-X вв. на территории Нижнего Поволжья - Северо-Восточного Кавказа. Завершающий этап тюркизации и ассимиляции приходится на период XI — XIII вв., когда в степях Предкавказья появились массы новых воинственных кочевников-тюрок, носивших общее наименование «кипчаки» (в русских летописях «половцы»). Кочевья кипчаков достигали Северного Дагестана, но после разгрома их и алан татаро-монголами около середины XIII в. часть кипчаков мигрировала в Дагестан, осела в предгорьях среди уже сильно отюреченных аборигенов и смешалась с ними, положив начало кумыкскому языку и кумыкскому народу. Принадлежность кумыкского языка к кипчакской группе тюркских языков подтверждает именно данную версию. В антропологическом отношении кумыки представляют типичный кавказский народ.
В XVI-XIX вв. значительное развитие у кумыков получили феодальные отношения, основанные на крупной земельной собственности. Класс феодалов, возглав — лившийся Шамхалом Тарковским, включал в себя беков, чайков, узденей и мусульманское духовенство: кумыки мусульмане-сунниты. На несколько категорий делились и крестьяне. Наиболее зависимой была категория чагаров-крспостных, не говоря о рабах-кулах. Судопроизводство основывалось на адатах и шариате. Феодальные отношения господствовали до революции 1917 г., переплетаясь с патриархально-родовыми пережитками и элементами капиталистических отношений. Распространена была и кровная месть (62, с. 432 - 434).
В годы Советской власти у кумыков была ликвидирована неграмотность (составляющая до революции свыше 90 %), на кумыкском языке издавались журналы и газеты, сформировалась интеллигенция. В 1930 г. основан Кумыкский драматический театр в Махачкале.
Карачаевцы. Территория древнего расселения карачаевцев до начала XX в. ограничивалась бассейном верховьев Кубани, подразделяясь на Большой Карачай (истоки р. Кубань с аулами Карт-Джурт, Учкулан, Хур — зук) и Малый Карачай (ущелье р. Тебсрды с притоками и аулами Теберда, Сенты). Восточнее г. Кумбаши и по р. Подкумку карачаевцы до советского времени не жили, как и в верховьях Большого Зеленчука (аул Архыз основан в 1923 г. и принял около 150 семей переселенцев). Горное малоземелье и одновременный рост населения побуждали карачаевцев переселяться в предгорные районы, продвигаясь вниз по Подкумку. Обживались казачьи станицы Зеленчукская, Кардоник — ская, Сторожевая, Прсградная. Таким образом, территория расселения карачаевцев за годы Советской власти претерпела существенные изменения, расширилась и стала основой возрождения этого небольшого народа: в начале XX в. карачаевцев, по некоторым данным, насчитывалось 15 тыс. человек (сейчас более 150 тыс.; 107, с. 131).
Самоназвание карачаевцев «карачайлы». Язык их, как и кумыкский, относится к кипчакской группе тюркских языков, но в отличие от кумыкского имеет ряд схождений с осетинским языком. Последнее обстоятельство вряд ли может объясняться языковыми связями и заимствованиями позднего средневековья - карачаевцы территориально не имеют контактов с осетинами. Это явление находит наиболее вероятное объяснение в особенностях формирования карачаевского народа, сходных в основных чертах с этногенезом кумыков - языковая тюркизация и этническая ассимиляция местного дотюркского населения, т. е. вер — хнскубанских алан, какой-то группой средневековых тюрок. Различные тюркские группы (болгары, хазары) проникали в верховья Кубани и Пятигорьс с VII — VIII вв., но серьезно демографическую ситуацию здесь не изменили. Приблизительно с середины XI в. из степей Предкавказья в предгорья продвигается наиболее мощное тюркское племенное объединение половцев, или кипчаков. Их расселение в верховьях Кубани радикально изменило демографию региона и привело к постепенной ассимиляции местной группы ираноязычных алан кипчаками, к окончательной языковой тюркизации этих алан, смешавшихся с кипчаками. Этноним «аланы», которым мегрелы Западной Грузии называют карачаевцев и сохранение этого этнонима в исторической памяти карачаевцев подтверждают вероятность охарактеризованного процесса сложения карачаевского народа (108, с. 100 - 104). Таким образом, карачаевский этногенез можно отнести к XI-XIII вв. и считать этот народ, как и родственных балкарцев, самым молодым народом Северного Кавказа.
Под современным названием «карачаи» интересую^ щий нас народ стал известен с первой половины XVII в., когда через их земли прошли в Мегрелию московские послы Ф. Елчин и П. Захарьев (109, с. 7 - 8). В это время в Карачас существовали уже феодальные отношения и феодалы, в русских источниках именуемые
мурзами, тогда как крестьяне назывались в тех же документах «мужиками». В 1828 г. Карачай был присоединен к России. Основным хозяйственным замятием карачаевцев до революции 1917 г. было отгонное скотоводство с преобладанием мелкого рогатого скота, карачаевская порода овец традиционно считалась одной из лучших пород.
Для этнографического быта карачаевцев характерны некоторые специфические черты. Прежде всего это домостроительство: тогда как у большинства народов Северного Кавказа жилье и хозяйственные постройки возводились из камня, традиционным жилищем карачаевцев был сруб из толстых бревен с двускатной земляной крышей и пристенным очагом (62, с. 250 - 253). В Карачас нет боевых и жилых башен, столь широко представленных в более восточных районах Северного Кавказа. Почти нет склсповых сооружений и святилищ, также широко бытовавших восточнее. Причины подобного своеобразия строительной культуры карачаевцев пока не раскрыты.
С XVII в. в Карачае начинает распространяться ислам. В настоящее время карачаевцы мусульмане-сунниты. В 1926 г. было начато строительство г. Карачаевск как центра экономической и культурной жизни карачаевского народа. Сейчас этот живописный город, окруженный невысокими горами, разросся и действительно стал таким центром. Великолепными горными курортами, превосходящими по природно-климатическим характеристикам курорты Швейцарии, стали горные долины Тсберды, Домбая и Архыза. Их ждет большое будущее. В Нижнем Архызе (ущелье Большого Зеленчука) находится Специальная астрофизическая обсерватория Российской Академии наук с самым большим в Европе телескопом (диаметр зеркала 6 м).
В годы второй мировой войны карачаевский народ был репрессирован и полностью депортирован в Среднюю Азию. Карачаевская автономная область, сущс — ствовавшая с 1926 г., была ликвидирована, территория Карачая в основном отошла к Грузии в качестве Клу — хорского района ГССР. Карачаевская государственность была восстановлена в 1957 г. в рамках Карачаево — Черкесской АО в составе Ставропольского края, и карачаевцы возвратились в родные места. В 1991 г. статус государственности был повышен и создана Карачаево-Черкесская республика со столицей в г. Черкесск. Характерной чертой общественно-политической жизни Карачаево-Черкесской республики в последующие годы была относительная стабильность и уравновешенность межнациональных отношений, несмотря на полиэтнич — ность ее населения. Этот положительный баланс оказался нарушен в мае-июне 1999 г. в связи с выборами первого президента республики: наиболее реальными претендентами на высший пост оказались карачаевец В. Семенов и черкес С. Дерев. Это обстоятельство провело черту этнического раскола между двумя «титульными» народами Карачаево-Черкесии и привело к противостоянию и небывалому ранее росту напряженности, что лишний раз обозначило всю сложность и остроту ситуации на Северном Кавказе. В результате выборов победу одержал В. Семенов, но «черкесская партия» с поражением своего кандидата не смирилась, и скрытое противостояние продолжалось.
Балкарцы. Живут в Баксанском, Чегемском, Че — рекском, Хуламо-Безенгийском ущельях и в некоторых равнинных населенных пунктах Кабардино-Балкарии. Численность балкарского народа — около 90 тыс. человек (107, с. 132). Самоназвание балкарцев «таулу» - горцы, но существуют более частные наименования по названию горных ущелий и, соответственно, обществ: малкъарлыла, бызынгылыла, холамлыла, чегемлслыла. В письменных документах название балкарцев впервые встречается в первой половине XVII в. (108, с. 104), но это не значит, что история балкарского народа началась в XVII в. Происхождение балкарцев, как и
их тюркский язык кипчакской группы, по существу одинаковы с этногенезом и языком карачаевцев, о чем выше уже говорилось. Это народы-братья, вероятно, происходившие из одних общих корней и, возможно, некогда составлявшие одну этническую общность, позже разделившуюся на две обособленные части. Сходную картину мы уже видели у адыгов, образовавших три близкородственных, но отдельных народа. Территориальное и культурное обособление в условиях очень труднодоступного высокогорья и бездорожья привели и к небольшим диалектным отличиям между карачаевцами и балкарцами. В языке балкарцев, в частности, выявлены так называемые «дигоризмы» - дигорцы являются ближайшими восточными соседями балкарцев и имели с ними традиционные связи. Кроме того, есть основания думать, что формирование балкарцев происходило на дигорской этнической основе путем смешения и ассимиляции алано-дигорского древнего пласта с пришлой группой кипчаков после татаро-монгольского нашествия XIII в. Если это так, балкарцы подобно карачаевцам и кумыкам представляют наиболее молодые народы Северного Кавказа.
Письменность на балкарском языке создана в 1924 г., а в основу литературного языка положен баксано-че — гемский диалект. Наиболее крупным и известным балкарским поэтом является Кайсын Кулиев.
Основой хозяйства балкарцев традиционно было животноводство с преобладанием мелкого рогатого скота, в первую очередь овец грубошерстной карачаевской породы. Значительная часть скота и лучшие пастбища и сенокосы находились в руках местных феодалов-тау- бисв. В годы Советской власти в горах Балкарии появились промышленные предприятия. Наиболее крупным стал вольфрамо-молпбденовый комбинат в городе Тырны-Ауз (Баксанскос ущелье).
В отличие от Карачая, в Балкарии преобладали каменные жилые дома с плоскими перекрытиями и открытыми очагами (62, с. 280-281). Еще одно отличие
4 Заказ №1610 Q7 состоит в том, что в Балкарии возводились каменные боевые башни и сооружались каменные погребальные склепы, бытовавшие до XVIII-XIX вв. В XVIII в. в Балкарию проник ислам, и сейчас балкарцы мусульма — не-сунниты.
В 1944 г. балкарский народ был подвергнут необоснованным репрессиям и полностью депортирован в Среднюю Азию, где пробыл до 1957 г. После разоблачения культа личности Сталина все репрессированные народы Северного Кавказа вернулись на свою историческую родину и пережили бурный период возрождения. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР со столицей в г. Нальчик. В январе 1991 г. Кабардино-Балкария была провозглашена республикой в составе Российской Федерации с президентской формой правления. Вскоре после этого в Балкарии появилась политическая тенденция, ориентированная на создание отдельной Балкарской республики и, следовательно, на раскол единой и оправдавшей себя государственности кабардинцев и балкарцев. После острых дискуссий невозможность подобного размежевания и земельного передела была осознана и осуждена, балкарский народ проявил трезвость и дальновидность, не поддержав идеи сепаратизма.
Ногайцы. Между Тереком и Курой простирается Ногайская степь, представляющая засушливую зону, административно входящую в Караногайский район Дагестана и Ачикулакский район Ставропольского края. Это территория кочевания ногайцев до XX в., причем кочевья были разбросаны на огромном и плоском, иногда полупустынном (Ачикулак) пространстве. Загонов для скота ногайцы не делали, корм впрок не заготавливали. Типичным явлением для этой суровой природной среды был недостаток воды: колодцев-копаней в степи было очень мало. При кочевой системе скотоводства постоянной угрозой массового падежа скота летом была жара и отсутствие воды, зимой - снежный покров, когда скот не мог добыть ссбс корм из-под снега. Поэтому ногайцы занимали в Предкавказье территорию, в хозяйственном отношении всегда представляющую зону повышенного риска и наименее выгодную для жизнеобеспечения.
Часть ногайцев расселилась в более благоприятных условиях в Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртовском районах Дагестана, частично в притеречных районах Чечни, в Кочубеевском и Минсраловодском районах (аул Канглы) Ставрополья. Живут ногайцы также в Карачаево-Черкесии, составляя население 7 аулов. Общая численность ногайцев более 75 тыс. человек, но точных данных мы не имеем. Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и включает в себя три диалекта: караногайский, ачикулакс — кий и акногайский (в Карачаево-Черкесии). Диалекты отражают соответственно три этнографические группы ногайского народа (108, с. 117).
Происхождение ногайцев связано с монгольскими племенами мангытов и других, вошедших в улус золотоордынского темника XIII в. Ногая и смешавшихся с тюркоязычными кипчаками-половцами (110, с. 5 - 6). В процессе этой миксации и ассимиляции язык кипчаков победил и стал языком этнического новообразования ногайцев. Долгое время считалось, что самоназвание народа «ногай» происходит от имени упомянутого темника Ногая, достигшего значительного военно-политического могущества. В настоящее время высказано иное объяснение: этноним «ногай» происходит от социального термина «кочевник» («нагай»; Ю. А. Евстигнеев, 111, с. 80-81). Ногайская орда выделилась из Золотой Орды в конце XIV в., а в XVI в. распалась на Большую и Малую Орды. В XVII в. под натиском переселившихся в Поволжье калмыков ногайцы Большой Орды откочевали на запад и юг, осваивая и степи Северного Кавказа.
Как у многих народов Северного Кавказа, у ногайцев господствовали феодально-патриархальные отно — шсння. Феодальный класс состоял из мурз и султанов (последние были равны с мурзами), кайбаши - мелкой знати, дворян, подобных адыгским уоркам, и мусульманского духовенства. Зависимое население состояло из асланбийке-свободных крестьян и йоллы кул-крс — постных. Постоянный голод и болезни без оказания медицинской помощи вели к систематическому снижению численности народа. Ногайцев называли вымирающим народом. Как и другие народы Северного Кавказа, ногайцы жестоко страдали от эпидемий. Так, в 30-х годах XIX в. бушевала холера, от которой почти вымерло население Канглов.
Огромные сдвиги в жизни и культуре ногайцев произошли в годы Советской власти. В 1928 г. создана ногайская письменность на латинской графической основе, в 1938 г. она переведена на алфавит с русской основой. Начато издание учебников и ногайской литературы на родном языке, процент грамотности вырос до 90. Происходит процесс формирования ногайской интеллигенции, появляются кадры своих ученых. Центром изучения ногайского народа и его культуры стал Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт в г. Черкесске. Своего национально-государственного образования ногайцы не имеют вследствие как немногочисленности народа, так и распыленности его в разных районах Северного Кавказа и отсутствия территории компактного проживания. Тем не менее, ногайская проблема существует, ногайские лидеры ставят вопрос о территориальной автономии, что кажется нереальным. Болес реальным представляются два варианта решения ногайской проблемы, предложенные А. В. Авксентьевым: создание на — ционально-культурной автономии и ногайское представительство в региональных и федеральных органах власти (107, с. 134).
Мы в самом сжатом виде познакомились с многими народами Северного Кавказа и убедились в том, что этот наиболее южный регион Российской Федерации является и наиболее пестрым и сложным регионом российского государства. Нарисованная выше картина историко-этнологической действительности Северного Кавказа не является статичной. Она по-разному в разных частях региона изменяется, находясь в постоянном движении. За последние 10 лет Северный Кавказ стал зоной самых активных массовых миграций в Российской Федерации, после вооруженных конфликтов в Закавказье и в результате нарастающих экономических проблем в суверенных закавказских государствах на Северный Кавказ переселились сотни тысяч армян, грузин и азербайджанцев. Нельзя не заметить, что основные потоки этих мигрантов (а они для России иностранцы) направляются не в национальные республики Северного Кавказа, а в Ставропольский и Краснодарский края. Тем самым постепенно демографическая ситуация в этих краях изменяется, этническая структура населения и сложившийся демографический баланс претерпевает качественные перемены. Опасность неконтролируемых и неуправляемых массовых миграций, на наш взгляд, в местных условиях заключается в латентном накоплении отрицательной социальной энергии, могущей привести к напряжению межнациональных отношений в ранее стабильных районах Северного Кавказа. Если учесть, что после распада СССР именно Северный Кавказ, по А. В. Авксентьеву, «оказался эпицентром этнических конфликтов в России», подобное развитие демографической (следовательно, и политической) ситуации в регионе может повести к крайне негативным последствиям.
Алтайская семья языков - (Altaic)Altaic, объединяет центральноазиатские языки, относящиеся к тюркской, монгольской и тунгусо маньчжурской языковым группам. Их общей особенностью является гармония гласных все гласные любого слова относятся к одному классу … Страны мира. Словарь
Семья языковая - группа родственных языков. Основные семьи языков, имеющих письменную традицию: а. Индоевропейская (славянские, германские, кельтские, греческий, албанский, романские, иранские, индийские, хетто лувийские, тохарские, армянский языки); б. Эускеро… … Грамматологический словарь
семья языков - Вся совокупность языков данного родства. Выделяются следующие семьи языков: 1) индоевропейская; 2) китайско тибетская; 3) нигеро кордофанская; 4) австронезийская; 5) семито хамитская; 6) дравидская; 7) алтайская; 8) австро азиатская; 9) тайская;… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- … Википедия
Пуёские языки Таксон: группа Прародина: Маньчжурия Статус: гипотеза Ареал: Корея, Япония, Маньчжурия … Википедия
Алтайская (спорно) Географическое распределение: Восточная, северная, центральная и западная Азия, а также восточная Европа Лингвистическая классификация: Алтайская Ветви: Тюркская … Википедия
Евразия наиболее изученный в лингвогенетическом отношении континент, в нём представлено 21 семья, 4 изолята и около 12 неклассифицированных языков. Содержание 1 Список языков Евразии 2 … Википедия
Евразия наиболее изученный в лингвогенетическом отношении континент, в нём представлено 21 семья, 4 изолята и около 12 неклассифицированных языков. Список языков Евразии: Баскская семья {3} Индоевропейская семья {449} Следующие 2 семьи обычно… … Википедия
включает тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами гипотетично).
По данным глоттохронологии, распад алтайского праязыка датируется приблизительно V тысячелетием до н. э. (17 совпадений в 100-словном списке Сводеша). Традиционно предполагалось деление на японо-корейскую и тюркско-монгольско-тунгусо-маньчжурскую (западноалтайскую или материковую) подсемьи. Однако более подробный лексикостатистический анализ и сравнительное распределение ок. 2000 лексических изоглосс (просуммированные в Алтайском этимологическом словаре ) говорят в пользу того, что алтайская семья делится скорее на 3 подсемьи:
- западную (тюрко-монгольскую), распавшуюся в сер. 4-го тыс. до н. э. на тюркскую и монгольскую ветви (25 совпадений в 100-словном списке);
- центральную, включающую тунгусо-маньчжурскую ветвь;
- восточную (японо-корейскую), распавшуюся в сер. 3 тыс. до н. э. на корейскую и японо-рюкюскую ветви (33 совпадения в 100-словном списке). Исторические данные свидетельствуют [источник не указан 397 дней ] , что до III тыс. до н. э. японо-корейцы и тунгусо-маньчжуры составляли единство, расколотое созданием глазковской культуры и королевства Кочосон. Раскол японо-корейцев произошел лишь в IV веке до н. э., когда часть из них переселилась в Японию и ассимилировав местных айнов, создала протояпонскую культуру Яёй
Однако дальнейший распад образовавшихся ветвей происходит гораздо позднее, что является одной из причин того, что некоторые учёные не признают за алтайской семьёй генетического статуса.
- Тюркская ветвь - 72 % между отдельными составляющими (примерное время распада - начало н. э.);
- Монгольская ветвь - 90 % (X век);
- Тунгусо-маньчжурская ветвь - 65 % (IV век до н. э.);
- Японо-рюкюсская ветвь - 74 % (II век до н. э.);
- Корейская ветвь - 91 % (XI век).
Западные лингвисты нередко объединяют корейскую и японо-рюкюскую ветви в одну пуёскую ветвь, в которую включают также ряд мёртвых языков: древнеяпонский, древние языки Корейского полуострова (когурёский, силла, пэкче, пуё и др.).
[править] Прародина
Название «алтайские» указывает на предполагаемую прародину семьи (Алтай), которая, впрочем, по последним данным находилась южнее, на территории нынешнего Северного Китая (Маньчжурия - Культура Хуншань). Вплоть до начала н.э. Алтай населяли индоевропейские племена (Пазырыкская культура). Сибирь «алтайцы» начали осваивать во времена глазковской культуры (II тыс. до н.э.). В Японию они вторглись в эпоху Яёи (I тыс. до н.э.).
[править] Внешнее родство
В современной макрокомпаративистике алтайская семья включается в ностратическую макросемью. Предположение об особой близости алтайских языков с уральскими (гипотеза урало-алтайской семьи языков существует с XVIII века) может сниматься в рамках ностратической теории; специфические схождения уральских и алтайских языков в области лексики, словообразования и типологии объясняются сходной средой обитания и многочисленными контактами на разных хронологических уровнях.
51. Индоевропе́йские языки́
Самая распространённая в мире языковая семья. Представлена на всех обитаемых континентах Земли, число носителей превышает 2,5 млрд. Согласно воззрениям некоторых современных лингвистов, является частью макросемьи ностратических языков .
Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили, вероятно, порядка 5-6 тыс. лет назад. Существует несколько гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка, в частности, называют такие регионы, как Восточная Европа, Передняя Азия, степные территории на стыке Европы и Азии. С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев (или одной из их ветвей) можно считать так называемую «ямную культуру», носители которой в III тыс. до н. э. обитали на востоке современной Украины и юге России.
В свою очередь, праиндоевропейский язык, согласно гипотезе Х. Педерсена, развитой В. М. Илличем-Свитычем и С. А. Старостиным, входит в ностратическую макросемью языков, среди которой особо сближается с картвельскими языками, имеющими, подобно ему, аблаут .
Индоевропейская семья включает в себя албанский, армянский, греческий языки и романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, славянскую, иранскую, индийскую, анатолийскую (хетто-лувийскую), тохарскую и италийскую языковые группы. При этом анатолийская, тохарская и италийская группы (если романские не считать италийскими) представлены лишь мёртвыми языками.
Алтайская семья
Самая многочисленная в алтайской семье тюркская группа (11,2 млн чел из 12), в которую входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы, азербайджанцы, узбеки и др. Представители этой группы – татары являются вторым по численности народом России после русских.
Наиболее крупные тюркские народы (татары, башкиры, чуваши) сосредоточены в Урало-Поволжье.
Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).
Третий ареал расселения тюркских народов – Северный Кавказ (ногайцы, карачаевцы, балкарцы).
Также в состав алтайской семьи входят: монгольская группа (буряты, калмыки);тунгусо-маньчжурская группа (эвены, эвенки, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи),
Уральская семья
Самая крупная из этой семьи финно-угорская группа , в которую входят мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, эстонцы, венгры, саамы. Кроме того к этой семье относятся самодийская группа (ненцы, селькупы, нганасаны),юкагирская группа (юкагиры). Основной ареал проживания народов уральской языковой семьи – Урало-Поволжье и север Европейской части страны.
Северокавказская семья представлена в основном народами нахско-дагестанской группы (чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши и др.) и абхазско-адыгской группа (кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины). Народы этой семьи проживают более компактно, главным образом на Северном Кавказе.
Также в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены);эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты);картвельской семьи (грузины) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и др.).
Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский.
Россия, будучи многонациональной республикой
по своему государственному устройству
, является федерацией
, построенной по национально-территориальному принципу.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993г.).
В состав РФ входят 88 субъектов, из которых 31 – национальные образования (республики, автономные округа, автономная область). Общая площадь национальных образований составляет 53% территории РФ. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек из которых почти 12 млн русских. В то же время многие народы России рассредоточены по различным регионам России. В результате сложилась ситуация, когда с одной стороны часть народов России расселена за пределами своих национальных образований, а с другой – в пределах многих национальных образований доля основной или "титульной" (давшей название соответствующему образованию) нации сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в восьми основные народы составляют большинство (Чеченская Республика, Ингушетия, Тыва, Чувашия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Татарстан и Калмыкия. В полиэтничном Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения (см таблица 11 стр.37 Дронов). Самую низшую долю «титульных» народов имеют Карелия (10%) и Хакасия (11%).
Своеобразная картина расселения народов и в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и др.), которые приезжали на работу - осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В результате основные народы в большинстве автономных округов (и в единственной автономной области) составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе – 2 %, в Ямало-Ненецком- 6%, Чукотском - около 9% и т.д. Только в одном Агинском Бурятском АО титульные народы составляют большинство (62%).
Рассредоточенность многих народов и интенсивные их контакты с другими народами, особенно с русскими, способствуют их ассимиляции.